Арбитражные процедуры в Китайской Народной Республике
В настоящее время базовым документом в вопросах организации и деятельности арбитража является Закон КНР «Об арбитраже» (принят 31 августа 1994 г. на 9 собрании исполнительного комитета 8 съезда Всекитайских Народных Представителей, опубликован 31 августа 1994 г. приказом Председателя КНР № 31, вступил в силу 1 сентября 1995 г.) (Текст закона на русском языке опубликован на сайте http://www.partnery.cn/.)
Арбитражные органы Китая действуют на основании своих арбитражных правил, финансовые споры рассматриваются в соответствии с правилами разрешения финансовых споров.
Кроме того, Верховный суд КНР издает разъяснения по различным аспектам, связанным с арбитражным процессом в стране. В частности, 8 сентября 2006 г. было опубликовано «Разъяснение Верховного суда КНР о некоторых вопросах применения «Закона КНР об арбитраже» (далее - Разъяснение) (Опубликовано на сайте http://www.chinazone.ru/.)
Согласно Разъяснению дела по заявлениям об исполнении решений арбитражных судов переходят в юрисдикцию Народных судов среднего уровня, расположенных по месту жительства лица, обязанного исполнить арбитражное решение, или по месту нахождения собственности, в отношении которой было принято это решение.
Контроль над исполнением арбитражных соглашений по международным и морским делам также передан под юрисдикцию Народных судов средней инстанции и Судов по морским делам (в пределе их компетенции), расположенных по месту вынесения арбитражного решения, подписания арбитражного соглашения, месту жительства заявителя или ответчика.
Как разъяснил Верховный суд КНР, такая постановка вопроса связана с тем, что исполнение решений арбитражных судов Народными судами низшей инстанции не было эффективным.
Разъяснение определяет, что, если при рассмотрении кассационной жалобы участника арбитражного процесса кассационным судом будут выявлены недостатки арбитражного производства, которые, по мнению кассационного суда, могут быть устранены в ходе пересмотра дела, то кассационный суд уведомляет соответствующий арбитражный суд о необходимости повторного рассмотрения арбитражного дела в определенные сроки.
Недостатками арбитражного процесса, ведущими к необходимости пересмотра дела признаются: фальсификация доказательств или утаивание важных обстоятельств дела одной из сторон процесса.
В Китае арбитраж может проводиться только официально признанными в этой стране арбитражными учреждениями, а стороны должны будут назначить арбитров из списков выбранного ими арбитражного органа.
Ранее традиционно китайские учреждения арбитража делились на те, которые урегулируют споры, "связанные с зарубежными странами" (涉外/shewai), и те, которые разрешают исключительно внутренние споры. В настоящее время это разделение стерлось и теперь каждый из отмеченных типов арбитражных учреждений может работать с любым видом споров.
Существует два арбитражных органа, "связанных с зарубежными странами":
· Китайская международная торгово-экономическая арбитражная комиссия (China International Economic and Trade Arbitration Commission – "CIETAC");
· Морская Арбитражная Комиссия (Marine Arbitration Commission), которая урегулирует споры в судоходстве (в настоящей справке не рассматривается).
CIETAC
CIETAC - наиболее известный и широко используемый сторонами спора арбитражный орган Китая, приравниваемый по своему статусу к Международной торговой палате и Стокгольмской торговой палате.
CIETAC осуществляет свою деятельность на основании Арбитражного регламента в редакции 2012 г. (текст документа опубликован на сайте www.cietac.org.cn). Этому арбитражному органу подведомственны следующие виды споров:
· международные споры или споры, связанные с международными отношениями;
· споры, относящиеся к Особому административному району Гонконг, Особому экономическому району Макао или к Тайваню;
· споры между предприятиями, инвестируемыми из-за рубежа, либо между предприятием, инвестируемым из-за рубежа, и китайским юридическим лицом, физическим лицом и/или экономической организацией;
· споры, возникающие вокруг финансирования проекта, приглашений к участию в тендерах и подаче документации на участие в тендере, строительства запроектированного объекта, либо других видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом, физическим лицом и/или какой-либо иной экономической организацией, при использовании капитала, технологий или услуг, предоставляемых зарубежными странами, международными организациями, либо Гонконгом, Макао и Тайванем;
· споры, разрешение которых арбитраж может взять на себя согласно специальным положениям, или по особому поручению, или согласно законам и административным правилам КНР;
· любые внутренние споры, разрешение которых конфликтующие стороны решили передать в арбитраж. CIETAC не берет на себя разрешение следующих споров:
· споров, касающихся матримониальных дел, усыновления, опекунства, спонсорства и наследования;
· административных споров, которые согласно закону должны разрешаться административными органами;
· трудовых споров и споров, возникающих внутри сельскохозяйственных кооперативов по поводу контроля исполнения договора.
Состав Арбитражной комиссии формируется из председателя, нескольких его заместителей и членов Комиссии. Председатель выполняет обязанности и функции, которыми он наделён, согласно Арбитражным правилам. Заместители председателя могут выполнять обязанности и функции председателя по поручению последнего. Секретариат Арбитражной комиссии занимается текущей работой под руководством начальника секретариата Арбитражной комиссии.
Арбитражная комиссия утверждает состав арбитров. Арбитры избираются и назначаются Арбитражной комиссией из китайских граждан и иностранных лиц, обладающих специальными знаниями и практическим опытом в областях права, экономики и торговли, науки и техники и т.д.
Арбитражный процесс начинается со дня отправления уведомления об арбитражном разбирательстве Арбитражной комиссией или её подкомиссиями.
При подаче искового заявления истец должен:
1. Предъявить исковое заявление в письменной форме, где должны быть указаны:
o наименование истца и ответчика, их почтовые адреса (необходимо также указать индекс, номера телефонов, факса, телекса и телеграфа, либо других видов электронной связи, если таковые существуют);
o арбитражное соглашение, как основу для подачи искового заявления;
o основания спора и обстоятельства по делу, на которых основано исковое требование;
o требования истца, факты и доказательства, подтверждающие основания исковых требований.
Исковое заявление в арбитраж должно быть подписано и/или заверено печатью истца и/или уполномоченного агента истца.
2. К исковому заявлению прилагаются соответствующие документальные свидетельства, подтверждающие факты, на которых базируется исковое заявление истца.
Необходимо внести сумму арбитражных сборов, которая рассчитывается согласно таблице арбитражных сборов CIETAC.
Новая редакция регламента Китайской международной торговой и экономической арбитражной комиссии (China International Economic and Trade Arbitration Commission – «CIETAC») (далее - Регламент 2012) принята в 2012 г., заменив собою ранее действовавший документ 2005 г. (далее – Регламент 2005). Регламент 2012 вступил в силу с 1 мая 2012 года.Основные изменения, установленные Регламентом 2012 по сравнению с Регламентом 2005, касаются места и языка арбитража, консолидации арбитражных дел, права арбитражной комиссии применить обеспечительные меры, увеличения порога суммы спора для упрощенного порядка арбитражного разбирательства, снятия ограничений для проведения устных слушаний, права Председателя CIETAC назначать арбитров при отсутствии договоренности сторон.
1. Место разбирательства. Согласно Регламенту 2005 при отсутствии договоренности сторон только место нахождения Арбитражной комиссии или ее филиалов могло быть местом арбитражного разбирательства. В соответствии со ст. 7 (2) Регламента 2012, в подобных случаях дополнительно может быть рассмотрено и иное место, выбранное Китайской международной торговой и экономической арбитражной комиссией с учетом обстоятельств дела.
2. Язык разбирательства. По Регламенту 2005 в случае, когда стороны не договорились о языке арбитражного разбирательства, таковым являлся китайский язык. Согласно ст. 71 (1) Регламента 2012, даже при отсутствии договора языком арбитража может стать иной язык, выбранный Китайской международной торговой и экономической арбитражной комиссией с учетом обстоятельств дела.
3. Консолидация. Статья 17 (1) Регламента 2012 предусматривает возможность объединять два или более арбитражных процессов в единое производство по требованию стороны или, если арбитражная комиссия сочтет это необходимым, при согласии всех сторон.
4. Обеспечительные меры. По Регламенту 2005 у арбитражной комиссии отсутствовало право применять обеспечительные меры для сохранения имущества или доказательств. Арбитражная комиссия должна была передать заявление сторон компетентному суду по месту нахождения имущества или доказательств для вынесения соответствующего постановления. Статья 21 (2) Регламента 2012 устанавливает, что по заявлению стороны арбитражная комиссия может применить обеспечительные меры, которые она сочтет необходимыми в соответствии с применимым правом, а также может потребовать от запрашивающей стороны обеспечить соответствующие меры безопасности (гарантии) в связи с этим.
5. Упрощенный порядок разбирательства. По Регламенту 2005 упрощенный порядок арбитражного разбирательства применялся при сумме спора не более 500 000 юаней КНР, а также при любой сумме спора при согласии сторон. Согласно ст. 54 (1) Регламента 2012 названный порог суммы повышен и составляет 2 000 000 юаней КНР.
6. Повторное устное слушание. В соответствии с Регламентом 2005 если состав арбитража решал провести устное слушание для разбирательства, то оно проводилось однократно, и лишь в виде исключения могла быть признана необходимость дополнительных слушаний. Регламент 2012 устранил данное ограничение.
7. Отсутствие договоренностей при процессуальном соучастии. Регламент 2005 не имел механизма разрешения ситуаций, когда участвовавшие в деле несколько ответчиков или истцов не могли договориться о назначении арбитров и председательствующего. Отныне в таком случае право назначения состава арбитров принадлежит Председателю Китайской международной торговой и экономической арбитражной комиссии (ст. 27 (3) Регламента 2012).
Пекинская Арбитражная Комиссия
Кроме CIETAC существует более 140 местных арбитражных комиссий, которые созданы и работают на основании Закона об арбитраже. Первоначально основанные для рассмотрения исключительно внутренних споров, они существуют в наиболее крупных городах, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и могут рассматривать все виды споров, проистекающих из соглашений сторон. Наиболее активной из таких "связанных с зарубежными странами" арбитражных комиссий является Пекинская Арбитражная Комиссия (ПАК).
Развитие ПАК и других местных учреждений арбитража является существенным вкладом в удовлетворение потребности Китая в относительно независимых, прозрачных юридических учреждениях. Из-за более низких цен на услуги, сжатого периода рассмотрения дел и желания соответствовать международному уровню, ПАК становится реальной альтернативой CIETAC и зарубежным арбитражным судам.
В отличие от большинства других международных учреждений арбитража ни ПАК, ни CIETAC не предоставляют биографии их арбитров. ПАК отказалась от этой практики, опасаясь, что публикация такой информации позволила бы сторонам или их агентам войти в контакт с арбитрами с целью оказания давления или подкупа.
Правила арбитража ПАК по существу основываются на Законе об арбитраже и в целом соответствуют международной практике. ПАК расширила критерии, необходимые для внедрения адекватной системы обработки документов и других материалов, касающихся слушаний.
ПАК проводит слушания в очень интенсивном режиме, предоставляя ответчику только 15 дней во внутренних спорах и 45 дней в спорах, "связанных с зарубежными странами", на то, чтобы представить заявление на защиту своих интересов в арбитраже. Любые встречные требования должны регистрироваться в течение 45 дней со дня получения уведомления об арбитраже. На практике эти сроки очень гибки и их несоблюдение не существенно влияет на исход дела, поскольку стороны зачастую не представляют к рассмотрению свои аргументы, пока не появляются в зале заседаний.
Подобно CIETAC ПАК разрешает иностранным адвокатам и иным иностранным гражданам выступать в роли агентов. Однако, в отличие от CIETAC, ПАК ограничивает их число до трех, если сторона имеет "соответствующую причину" на это.
Российско-китайские отношения в области арбитража
Следует иметь в виду, что в российско-китайских отношениях действует Соглашение между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Китайской палатой международной торговли/Китайским комитетом содействия развитию международной торговли о сотрудничестве в области коммерческого арбитража от 15 июля 1996 г.
Статьей 1 названного Соглашения определено, что:
1. Договаривающиеся стороны согласились впредь рекомендовать соответственно российским и китайским физическим и юридическим лицам, участвующим в осуществлении торгово-экономических связей и инвестиционной деятельности между двумя странами, включать в их контракты следующую арбитражную оговорку:
"Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего контракта/договора, соглашения/ или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат, с исключением подсудности государственным судам, передаче на рассмотрение арбитража.
Если истцом в таком споре, разногласии или требовании будет российское физическое или юридическое лицо, то арбитражное разбирательство будет осуществляться в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в Москве в соответствии с Регламентом этого Арбитражного суда.
Если истцом в таком споре, разногласии или требовании будет являться китайское физическое или юридическое лицо, то арбитражное разбирательство будет осуществляться в Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии при Китайской палате международной торговли/Китайском комитете содействия развитии. Международной торговли в Пекине в соответствии с Правилами о производстве в этой Комиссии.
Решение арбитража, вынесенное в соответствии с настоящей арбитражной оговоркой, будет окончательным и обязательным для обеих сторон."
2. По договоренности между сторонами арбитражное разбирательство может состояться не только в месте постоянного нахождения арбитражных органов Договаривающихся сторон, но и в приграничных городах двух стран, удобных для проведения выездных заседаний.
|