По просьбе корреспондентов пекинского отделения информационного агентства "ИТАР-ТАСС" торговый представитель России в Китае А.В. Груздев ответил на вопросы о перспективах развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем
1.
О перспективах участия китайских компаний в жилищном
строительстве в России.
Вопрос: китайские застройщики хотели участвовать в программе "Жилье
для российской семьи", рассчитанной до 2017 года. Какие это
конкретно компании и сколько они готовы вложить?
Ответ: Идея о привлечении китайских инвесторов и девелоперов к реализации
национальной программы «Жилье для российской семьи» принадлежит Первому
заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалову. Как
известно, Китай имеет солидный опыт в строительстве экономически доступного и
комфортного жилья в рамках аналогичной программы (реализуется с 1994 года).
Первые контакты по этой
тематике состоялись 8 мая с.г. в рамках рабочего визита И.И.Шувалова в Пекин.
Представители Минстроя России провели коснультации со своими китайскими
коллегами, а также посетили несколько строительных площадок, на которых
возводятся жилые дома эконом-класса.
Сотрудничество в
строительстве жилья экономического класса в России получило одобрение на уровне
глав государств в Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской
Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и
стратегического взаимодействия, принятом 20 мая с.г. в Шанхае по итогам
переговоров Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя Киатйской
Народной Республики Си Цзиньпина.
В настоящее время двумя
профильными ведомствами наших стран, Минстроем России и Министерством
жилищного, городского и сельского строительства КНР ведутся предметные
консультации с участием заинтересованных китайских компаний.
С учетом перспектив
участия иностранных подрядчиков в национальной программе «Жилье для российской
семьи», предстоит обсудить широки спектр вопросов, согласовать концептуальные
подходы к привлечению китайских компаний, в том числе имея в виду необходимость
обеспечения базового условия, заложенного в программу - цена сооружаемых
квартир эконом-класса не должна превышать 30 тыс.рублей за 1 кв.м общей
площади.
Требует согласования и
порядок допуска китайских застройщиков к аукционам по предоставлению земельных
участков под жилье экономического класса в рамках программы, вопрос обеспечения
участков сетями инженерно-технической инфраструктуры. Рассчитывают китайские
партнеры и на получение в качестве иностранных застройщиков определенных
гарантий со стороны российского правительства.
Поэтому говорить о
конкретных суммах китайских инвестиций в строительство доступного жилья на
территории России, на мой взгляд, возможно будет только после согласования
вышеупомянутых вопросов и определения объема застройки, который может быть
передан подрядчикам из Китая.
Что касается потециальных
китайских участников, то заинтересованность в подключении кроссийской
программе проявляют ведущие строительные
компании Китая, в частности, China State Construction Engineering Corporation, Beijing Uni-Construction Group Co., Beijing Construction Engineering Group Co., China Energy Engineering Group Co., China Railway Construction Corporation.
2.
О поставках китайского продовольствия
в Россию
Вопрос: Смогут ли китайские поставщики овощей и фруктов выполнять требования по
безопасности при увеличении поставок в Россию? Будут ли они
менять технологии производства в соответствие с российскими
требованиями, рассчитывая на экспансию на российском рынке? Заинтересован
ли Китай в импорте российского продовольствия? Будут ли отменены запреты на воз российского зерна, молочный продуктов и т.д? Собираются ли получить допуск новые китайские поставщики свинины на российский рынок? На какой стадии находится решение этого вопроса с российскими властями? Сейчас аккредитованы только 2 предприятия, а потребность российского рынка в условиях продовольственного эмбарго в отношении
ЕС и США намного выше.
Ответ: Сотрудничество с сельском хозяйстве - традиционное, но далеко не в
полной мере реализованное направление экономического взаимодействия между
нашими странами. Доля сельхозпродукции во взаимной торговле пока не превышает
3%, да и структура товарооборота далека от совершенства и весьма однообразна.
Вместе с тем
сотрудничеству в этой сфере в последнее время уделяется повышенное внимание, и
следует ожидать существенной активизации взаимных поставок. Свидетельство тому
- решение о создании отдельной Подкомиссии по сельскому хозяйству в рамках
Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.
Вопросы укрепления
взаимодействия в области сельского хозяйства, создания благоприятных условий
для наращивания торговли, инвестиций, устранения техничеких барьеров,
углубления научно-технического сотрудничетва были подробно освещены 18 сентября
с.г. в ходе первого заседания упомянутой Подкомиссии.
Введенные Россией санкции
в отношении отдельных иностранных государств-поставщиков сельскохозяйственной
продукции создают дополнительные потенциальные возможности для наращивания
поставок продуктов питания из Китая.
Что касается
безопасности, то следует отметить, что в российско-китайской торговле уже
сложилась отлаженная система контроля качества пищевой продукции. Поставки
китайских овощей и фруктов осуществляются на регулярной основе во многие
регионы России, в превую очередь, в рамках приграничной торговли. При этом обеспечивается
выполнение соответствующих фитосанитарных требований российской стороны,
контроль осуществляется соответствующими службами.
Китай поставляет овощи и фрукты во
многие страны мира, включая американский и европейский континенты, где, как мы
понимаем, требования по качеству довольно высоки. По итогам 2013 г. совокупный экспорт
китайских овощей и фруктов составил 20,1 млрд. долл. и превысил импорт примерно
в три раза.
Китайские производители и
поставщики овощей и фруктов проявили повышенную заинтересованность в выходе на
емкий российский рынок. При этом заявляется о готовности выполнить все
российские требования к качеству и безопасности продуктов и при необходимости
скорректировать технологические условия производства. Отбор потенциальных
поставщиков осуществляется при активном участии Минсельхоза, Минкоммерции Китая
и профильных отраслевых ассоциаций.
В Китае под контролем
государства функционирует система надзора за качеством продукции животного и
растительного происхождения. Основной орган – Главное государственное
управление КНР по контролю качества, инспекции и карантину - имеет тесные
рабочие контакты с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному
надзору (Россельхознадзор). Сложившееся взаимодействие позволяет в оперативном
режиме регулировать вопросы пищевой безопасности.
Что касается поставок на
российский рынок свинины из КНР, то, действительно, в соответствии с недавно
принятым решением по итогам проведенной экспертизы двум китайским предприятиям
из провинции Хэйлунцзян, имеющим высокотехнологичное производство, разрешен
экспорт в Россию. При этом хотелось бы особо отметить, что, по договоренности
сторон, при отгрузках продукции на этих предприятиях будут постоянно находиться
инспекторы российской ветеринарной службы.
Еще, как минимум, восемь
китайских компаний подали заявки на поставки свинины в нашу страну. С целью
расширения списка экспортеров в настоящее время готовится инспекция еще
нескольких предприятий-производителей свинины специалистами Россельхознадзора.
Следует сказать несколько слов и перспективах расширения экспорта
российской сельхозпродукции в Китай. В последнее время Торгпредство отмечает
рост спроса китайского населения на экологически чистую, "зеленую"
пищевую продукцию. При этом китайские потребители хорошо знают качественные
российские продукты – мясо, крупы, молочные изделия, продукцию водного
промысла, мед и др. Поэтому мы, естественно, рассчитываем на расширение ниши
российского продовольствия на китайском рынке.
Относительно существующего
в Китае запрета на ввоз из России зерна, мяса, молочных и ряда других продуктов
- по многим из этих позиций ограничения носят технический характер и для их
устранения необходимо выполнить ряд формальностей. В последенее время
значительно активизировались соответствующие консультациями между специалистами
сторон по процедурным вопросам допуска на рынок. В частности, по молочной
продукции российская сторона уже предоставила партнерам материалы об
эпизоотической ситуации в ряде регионов России для оценки рисков ввоза из них
продукции на рынок КНР.
3.
О сотрудничестве между ОАО "Детский мир" и
Российско-Китайским инвестиционным фондом.
Вопрос: Повлияет ли арест Евтушенкова на
намеченные соглашения между китайско-российским фондом с участием РФПИ и
«Детским миром». Какой есть риск, что Китай выйдет из проекта?
Ответ: Действительно, в настоящее
время обсуждается возможность приобретения Российско-Китайским инвестиционным
фондом миноритарного пакета акций ОАО "Детский мир" (основным
акционером компании выступает АФК "Система").
Согласно
официальным сообщениям, уже достигнута принципиальная договоренность, структура
и параметры сделки сейчас обсуждаются сторонами. Подписание обязывающих
соглашений ожидается после проведения соответствующих корпоративных процедур и
получения согласований регуляторов.
Что
касается риска отказа от сделки, то, как мне представляется,
Российско-Китайский инвестиционный фонд осуществляет свою деятельность
исключительно на коммерческих принципах, приоритетное внимание уделяя экономической
эффективности того или иного проекта. Поэтому ключевое значение, видимо, будет
иметь достижение договоренностей о параметрах сделки. Кроме того, не стоит
забывать, что возможно,
Российско-Китайский инвестиционный фонд – это совместное предприятие, где
решения принимаются на коллегиальной основе.
4.
4. О перспективах увеличения товарооборота между Россией и Китаем после введения санкций.
Вопрос: Увеличился ли товарооборот между Россией и Китаем после введения
санкций?
Ответ: Несомненно, частичная переориентация нашей страны в экономическом
сотрудничестве с присоединившихся к антироссийским санкциям западных стран на
Восток внесет определенный вклад в увеличение нашего товарооборота с Китаем,
будет способствовать более активному освоению новых сфер взаимодействия. Но я
не стал бы абсолютизировать эффект санкций. Россия и Китай развивают отношения
стратегического партнерства, что подразумевает системность и долгосрочность
нашего сотрудничества. Новые обстоятельства послужат лишь дополнительным
стимулом для углубления взаимодействия, внедрения новых механизмов содействия
реализации совместных проектов.
Если посмотреть на
статистику, то в текущем году наблюдается устойчивый положительный тренд во
взаимной торговле. По данным Главного таможенного управления Китая, за первые
восемь месяцев 2014 г.
товарооборот увеличился на 5,7%, составив 62,11 млрд. долл., в т.ч.
российский экспорт – 28,14 млрд. долл. (рост 1,6%), импорт из КНР –
33,97 млрд. долл. (рост 9,5 %). Полагаю, что до конца года мы сможем
выйти на уровень 92-93 млрд. долл.
5. О сотрудничестве в сфере поставок газа в Китай
Вопрос: Какие вопросы должны
быть решены и согласованы с китайской стороной перед подписанием
межправсоглашения по газовому контракту? Согласована ли цена газа для китайской
стороны по контракту с "Газпромом"?
Ответ: Согласно
достигнутым на 11-м заседании Межправительственной Российско-Китайской Комиссии
по энергетическому сотрудничеству в августе с.г. договоренностям, до конца
текущего года должно быть заключено межправительственное соглашение о поставках природного газа по «восточному»
маршруту.
Фактически, этот документ
завершит оформление договоренностей,
достигнутых в мае с.г. в Шанхае в ходе визита Президента России в Китай. Как
известно, «на полях» встречи В.В.Путина с Председателем КНР Си Цзиньпином
российской компанией ОАО «Газпром» и китайской корпорацией CNPC подписано
соглашение, по которому российская компания будет поставлять в течение 30 лет в
Китай ежегодно около 38 млрд. кубометров газа. Общая цена контракта - 400 млрд.
долл.
Соглашением
предусматривается, что экспортируемый в Китай газ будет добываться на
расположенных в Восточной Сибири новых месторождениях - Ковыктинском и
Чаяндинском, в обустройство которых, а также в строительство газопровода будут
осуществлены масштабные вложения: российская сторона инвестирует 55 млрд.
долл., а китайская - не менее 20 млрд. долл.
Цена экспортируемого газа
по указанному контракту официально не разглашается, но, по оценкам экспертов,
она примерно равна или чуть превосходит цену на газ, поставляемый в Китай из
стран Центральной Азии.
Подготовительная работа и
консультации велись сторонами в течение 10 лет. Достижение договоренностей
подтверждает, что стороны заинтересованы в развитии стратегического
сотрудничества в энергетической сфере, а также в диверсификации своих
экспортных и импортных энергетических поставок, таким образом, зафиксированная
цена является результатом серьезного компромисса с обеих сторон.
Некоторые отечественные
критики упрекают российскую сторону за «неоправданно низкую» цену сделки. С
другой стороны, известно, что и в Китае не все согласны с ценой контракта,
якобы слишком высокой для Китая, равно как и с перспективой масштабных вложений
в неосвоенные еще месторождения за рубежом.
Полагаю,
что оценка этой важнейшей договоренности не должна ограничиваться лишь
краткосрочной экономической конъюнктурой.
Для
России значение контракта заключается в том, что мы вводим в эксплуатацию два
новых крупных газовых месторождения, строим трубопровод и открываем новый обширный
рынок потребителей газа.
В
свою очередь, Китай гарантированно будет получать большие объемы «голубого
топлива», что позволит ему увеличить потребление экологически чистого сырья и
более эффективно решать проблемы экологии без снижения темпов роста экономики.
В
целом, заключение этого исторического соглашения является позитивным сигналом
деловому сообществу двух стран для активизации сотрудничества по широкому
спектру направлений, не только связанных с энергетикой.
Нашими
руководителями поставлена задача к 2020 году нарастить объем прямых китайских
инвестиций в экономику России до 12 млрд. долл. и доведения товарооборота до
200 млрд. долл. В контексте реализации этой задачи формируются хорошие
перспективы для развития кооперационной активности.
Рассматриваем
газовое соглашение, в том числе, в качестве одного из важных факторов,
содействующих комплексному развитию российских регионов, на территории которых
будет реализовываться проект.
В то же время, хочу
подчеркнуть, что подписание газового контракта не отменяет задачи увеличения
доли российского несырьевого экспорта в
Китай.
Что
же касается уже упоминавшегося межправительственного соглашения о
сотрудничестве в энергетической сфере, включая поставки природного газа по
"восточному" маршруту, то заинтересованными ведомствами сторон на
протяжении нескольких месяцев ведутся регулярные консультации. Рассчитываю, что
сторонам удастся выйти на подписание документа в рамках предстоящей 13 октября
с.г. в Москве 19-й регулярной встречи глав правительств России и Китая.
|